Модель методического сопровождения по введению и реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования.


Осинцева Светлана Васильевна, Колышкина Юлия Викторовна
Шестернёва Елена Александровна. МБ ДОУ «Детский сад №158»

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОО – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Многими исследователями развитие ДОО связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Таким новшеством на сегодняшний день является внедрение ФГОС ДО.
Одним из основных направлений по внедрению ФГОС ДО является методическое сопровождение педагогов ДОО с целью повышения профессионального уровня педагогических кадров в контексте введения ФГОС ДО и обеспечение постоянного роста и компетентности коллектива. Для реализации поставленной цели в нашем дошкольном образовательном учреждении разработана модель методического сопровождения по введению и реализации ФГОС ДО, которая предполагает организацию круглогодичной формы работы с педагогами дошкольной организации. Данная модель определяет последовательность и содержание действий по введению нового стандарта дошкольного образования, а также их цели и ожидаемые результаты. Цель моделирования: приведение образовательной системы дошкольной организации в соответствие с требованиями ФГОС ДО. Модель предусматривает поэтапную разработку и осуществление программы модернизации существующей в организации образовательной системы, в которой заложено планирование методического сопровождения педагогов по введению и реализации ФГОС ДО. Модель включает в себя следующие формы работы с педагогами по введению и реализации ФГОС ДО:
- Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы дошкольной организации введения ФГОС ДО.
- Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе.
- Реализация запланированных изменений в образовательной системе.
Для реализации модели методического сопровождения мы создали творческую группу и под руководством МАОУ ДПО ИПК г.Новокузнецка организовали сетевое сообщество педагогов города, реализующих ФГОС дошкольного образования. Личное очное знакомство с коллегами, работа над единым планом, но с возможностью индивидуальной траектории – всё это позволило создать благоприятную атмосферу, как для повышения профессиональной компетентности, так и для повышения эффективности педагогической деятельности по достижению образовательных результатов в условиях ФГОС ДО.
Особенностями работы методической службы на этапе введения ФГОС ДО в дошкольном образовательном учреждении явилось следующее:
1.Работа с кадрами, предусматривающая проведение методических мероприятий, направленных на получение основных педагогических компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка;
  • организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
  • построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающее его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности;
  • открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников.
2.Разъяснение и оказание методической помощи по созданию образовательной среды, акценты которой делаются на социальную направленность. Важным фактором работы методической службы по созданию социо-культурной среды является оказание методической помощи на уровне представления конкретных разработок со стороны опытных педагогов.
3.Организация работы с педагогами в форме творческих и проблемных групп, деятельность которых чётко регламентирована локальными актами, ведением специальной документации, направленной на методическое сопровождение введения ФГОС ДО.
4.Важной составляющей из всех управленческих функций методической службы является контрольно-аналитическая функция, которая стала отправной точкой к переходу на персональную методическую помощь. Таким образом, отслеживается качество коррекции педагогической деятельности (как при положительном результате, так и при несоответствии прогнозу) со стороны старшего воспитателя, руководителей творческих групп через различные формы и методы контроля, способствующие развитию рефлексивных способностей у педагогов.
5. Ещё одной особенностью методической работы является подготовка воспитателей и оказание им методической помощи по выполнению ФГОС по привлечению родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.
Внедряя модель методического сопровождения по введению и реализации ФГОС ДО, мы смогли добиться, чтобы каждый педагог стал заинтересованным и активным участником методической работы. Педагогам преодолеть стереотипы поведения довольно сложно, но возможно. В этом нам помогло использование методов активного обучения педагогов. Данные методы повышают интерес, вызывают высокую активность педагогов, совершенствуют умение в решении реальных педагогических проблем.
Вовлечь каждого педагога в творческий поиск, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности, выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС ДО позволяет методика «Шесть шляп мышления», разработанная Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.
Методика «Шести шляп» универсальна. Она применяется на педагогических советах, совещаниях, семинарах, чтобы структурировать групповую работу и сэкономить время, а также её применяют индивидуально, ведь бурные дебаты идут и в голове каждого человека. В ходе применения данного метода никаких шляп в реальности иметь не нужно – человек лишь виртуально надевает головной убор того цвета, который лучше подходит на данной стадии решения задачи.
В режиме красной шляпы педагоги открывают свои эмоции, чувства, которые их одолевают в ходе решения проблемы организации образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС в своей возрастной группе.
Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления педагогам предоставляются конкретные факты по ФГОС ДО. Белая шляпа учит работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум».
Жёлтая шляпа требует переключить внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. В режиме жёлтой шляпы педагоги формулируют все возможные выгоды и преимущества введения ФГОС в ДОО, отмечают как положительно они повлияли на жизнь детей в детском саду.
Чёрная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям и осторожности. Она защищает от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. В режиме чёрной шляпы педагоги выделяют проблемы, возникающие в ходе внедрения ФГОС ДО.
Находясь под зелёной шляпой педагоги придумывают новые идеи, модифицируют уже существующие, ищут альтернативы, исследуют возможности, проявляют креативность. Педагоги разбирают определённую ситуацию, например, проводится «Мозговой штурм» по проблеме «Как заставить человека есть зелёный салат». Далее данная ситуация помещается в другой контекст и применяются найденные решения к реальным обстоятельствам – в нашем случае необходимы средства необходимые для организации образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО по аналогии. Таким образом решается поисковый вопрос.
Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Её используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. В рамках работы с синей шляпой педагоги рассматривают конкретные предложения по решению возникших проблем по освоению ФГОС ДО и разрабатывают мероприятия для решения задач, которые стоят перед рабочей группой по введению ФГОС ДО.
Таким образом, метод шести шляп – это простой и практичный способ преодолеть трудности введения ФГОС ДО посредством разделения мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Включение различных форм активного обучения педагогов в план методических мероприятий позволяет педагогическому коллективу углубленно освоить ФГОС ДО и развить необходимые компетенции для его введения в дошкольном образовательном учреждении.
Деятельность методической службы в области сопровождения по введению ФГОС ДО – это не отдельно взятое звено, а общая система дошкольного образовательного учреждения.
Модель методического сопровождения выстаивается на основе системного подхода и в его основу ложится планирование, которое становится планированием всей системы введения ФГОС ДО и описан в виде плана действий.
Говоря сегодня конкретно о методическом сопровождении введения ФГОС ДО, можно сказать о том, что необходимо изменить сам подход к данному процессу, поднять его на ступень выше. Только в этом случае наши педагоги смогут овладеть выше перечисленными компетентностями, которые позволят воспитать детей самостоятельными, инициативными и активными, в соответствии с интегративными качествами, прописанными в ФГОС ДО.

Комментарии (0) :

Нет добавленных комментариев...

Добавить комментарий:

NETDO.RU

Самому бесплатно создать сайт
Написать нам