Мастер-класс Формирование культуры здоровья педагога

(Калейдоскоп идей, методов и приёмов)
Цели и задачи:
1.Познакомить коллег с многоплановостью проблемы;
2.Создать предпосылки к сохранению своего здоровья;
3.Познакомить с практическими советами по поддержке психологического и соматического здоровья педагогов;
4.Совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
5.Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников;
6.Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса
7.Повышать самооценку педагогов;
8.Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Участники: воспитатели ДОУ, старший воспитатель.
Оборудование: «Дерево-здоровья», листочки для рефлексии, фломастеры, видео по цветотерапии, музыкальное сопровождение, моток ниток, ножницы, листки с воспросами, Пирамиды в подарок «Ра-Дуга Здоровья»,
Мультимедиа-проектор; презентация теоретической части мастер-класса;
Рекомендации педагогам в виде буклетов:
  • Пирамида «Ра-дуга Здоровья»;
  • Утренняя зарядка: руководство к действию»;
  • Комплексы упражнений, способствующие быстрому восстановлению всех систем организма педагога;
  • Практические советы по профилактике неблагоприятных эмоциональных состояний;
  • Упражнения-настрои. Метод вербального самовнушения, применяемый врачом Г.Н.Сытиным;
  • Цветотерапия – улучшает настроение;
  • Методы цветотерапии;
  • Музыкотерапия;
  • Рабочая тетрадь «Профилактика возникновения профессиональной деформации в деятельности педагога».
Цитаты:
  • «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Американский медик Г.Сигерсиста
  • «Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества».
  • «Из всех людей педагог труднее всего поддаётся обращению в новую веру, ибо у него своя религия – его рутина, вера в излюбленных старых авторов». Эрнест Ренан, французский писатель, историк, философ.
Ход мастер-класса:
I.Организационный момент
Приветствие, презентация мастера.
II.Вводная часть
Здравствуйте уважаемые коллеги, рады вас приветствовать.
Французский философ XVI века М.Монтель писал: “Самый ценный плод здоровья – возможность получать удовольствие. Получать удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером своего дела. Быть мастером – жить в гармонии с собой и с миром. Путь к мастерству – как подъём в гору с полными вёдрами воды. Как сохранить вёдра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Воспитателя, Педагога?
Знакомство с темой мастер-класса, его целями и задачами:
Тема нашей встречи сегодня – Калейдоскоп идей, методов и приёмов по формированию культуры здоровья педагога. Цели и задачи нашего мастер-класса вы видите на экране.
Заботясь о здоровье подрастающего поколения, мы – педагоги зачастую забываем о своём здоровье.
Но мы не ошибёмся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы!» говорят люди друг другу. По большому счёту здоровье всегда было и остаётся дороже всех богатств на свете.
Сегодня мы покажем для вас свою работу по формированию культуры здоровья педагогов. Тема очень широкая, в полном объёме нам показать её трудно. Поэтому как в калейдоскопе мы покажем самые яркие кусочки нашей работы.
Прежде чем начать мне бы хотелось узнать, что для каждого из вас означает понятие «здоровье педагога»? У меня в руках клубок. Мы передавая его друг другу охарактеризуем «здоровье педагога» - это красота, … Спасибо!
III.Основная часть.
Профессия педагога – одна из наиболее энергозатратных. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение, известное как «синдром эмоционального выгорания». Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: быть покинутым, не найти поддержки и др.
Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека.
Что происходит с нами педагогами, если мы упускаем важный момент и не занимаемся собой и своим здоровьем?
В результате повышаются тревожность и агрессивность, процветает самоцензура, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога. Под действием этого личность вскоре приобретает такие деформации, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность.
Почему мы заинтересовались этой темой? Если в системе образования и воспитания появляются какие-либо инновации, они направлены в основном на ребёнка. А как же педагог? Надо признать, что он остаётся один на один со своими проблемами. А проблемы педагога – это проблемы всего общества.
Свою работу в здоровьесбережении педагога мы начали с создания мотивационной установки.
1.Зададимся вопросом: А всё-таки, с чего начинается здоровье?
Существует стойкое заблуждение, что здоровье начинается с утренней зарядки, с соблюдения диеты, с закаливающих процедур и т.д. Это всё так и не совсем так.
Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни. Каждый человек, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень важных для него вопроса (каждому участнику раздаются листы бумаги с вопросами):
1) Ради чего я живу? В чём смысл моей жизни?
2) Зачем я родился? Что я должен совершить?
3) Зачем мне быть здоровым?
4) Быть здоровым – это мой долг перед обществом или моё личное дело?
Вопросов к себе может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, человек приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.
Чтобы начать движение – определим: есть ли у нас желание двигаться в направлении к себе: здоровому, счастливому, успешному. Желание это уже 50% (а то и больше) успеха.
Речь идёт не о простой готовности сказать «Да я хочу, чтобы по-другому», а «Я сделаю всё, что от меня зависит».
2. После того как мотивация на сохранение здоровья сформирована можно переходить к укреплению физического здоровья тела.
Ежегодно в детском саду проводим конкурс «Спортивный воспитатель», Дни здоровья, педагогические гостиные, на которых делимся секретами как сохранить стройность и грацию, проводим мастер-классы гимнастик разной направленности для поддержания физической формы и снятия напряжения..
Предлагаем вашему вниманию антистрессовый комплекс упражнений
1. «Кнопки мозга».
Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 с и стало жарко. Повторите 3раза.
2.Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 с.
3.Минутный массаж ушных раковин: осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Делайте упражнение, когда вы рассеяны. Разотрите хорошенько уши - вначале только мочки, а потом все ухо целиком ладонями: вверх - вниз, вперед - назад, при этом поцокайте языком как лошадка 15-20 с.Упражнение подготовит к напряженной работе.
4.«Перекрестные шаги». Обыкновенная ходьба на месте в быстром темпе. На каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть настолько энергичными, чтобы взмах рук был выше головы в тот момент, когда колено только опускается. Повторите упражнение несколько раз, меняя руку и ногу. Упражнение можно делать стоя, сидя (для укрепления пресса и снятия напряжения со спины) и лежа. Такая тренировка не только активизирует работу головного мозга, но и снимает вредные последствия стрессорных воздействий.
5.«Ленивая восьмерка». Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение по 4 раза каждой рукой, потом - сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая эту восьмерку уже всем корпусом. Упражнение не только «заряжает мозги» - это отличное коррекционное упражнение после работы на компьютере.
6.Упражнение «Ха-дыхание». Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох – корпус резко наклоняется вперёд, руки сбрасываются вниз перед собой. Происходит резкий выброс воздуха со звуком «ХА!».
7.Упражнения для снятия общей усталости:
1. «Потягушки»: заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Шея не будет болеть от напряжения.
2. «Усталые ручки»: поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперед и назад. Так отдыхают усталые руки.
3. «Плечики»: крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом. Так отдыхают плечи.
4. «Хот-дог»: играющие в колонну друг за другом. Сосиска – левая нога в сторону; кетчуп – правая нога в сторону; кока-кола – вращение телом; хот-дог, хот-дог, хот-дог – прыжки вперёд.
3. Следующее направление нашей работы - создать благоприятный психологический климат – сохранить психологическое здоровье.
Замечательным инструментом излечения педагогов служит арт-терапия, т.е. лечение искусством. Педагоги самостоятельно могут применять методику самовосстановления тела, души, а также меры, предупреждающие возникновение «синдрома эмоционального выгорания». Арт-терапия создаёт условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения, творческого самовыражения педагога. Кроме того, её можно использовать для коррекции черт личности человека. По заключениям учёных, после занятий арт-терапией позитивно изменяются состав крови, общее состояние организма и психики взрослого, загруженного бременем проблем. Всё просто, доступно и не требует от вас особенных затрат времени или денег. Но при этом практика работает! Арт-терапия может быть как основным, так и вспомогательным методом терапии. Она основана на следующих механизмах воздействия: искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать травмирующую ситуацию и найти её разрешение через повторное моделирование.
В основном арт-терапия базируется на изобразительном искусстве, но существуют и другие её разновидности. Например, музыко-, сказко-, телесно ориентированная терапия и др.
3.1. Предлагаем вашему вниманию «Музыкотерапию».
В современной медицине и педагогике есть целое направление по сохранению здоровья человека – МУЗЫКОТЕРАПИЯ.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ – контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы человека ,психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
О том, что музыка очень сильно влияет на здоровье человека, было известно с давних времён. Ещё наши предки излечивали недуги игрой на музыкальных инструментах.
Подбирая муз. произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышение активности. Музыка способна более быстрому излечению от болезней.
Музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворительно или разрушительно влияет на здоровье человека .Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на сердечно- сосудистую систему, расширяют сосуды, нормализуют артериальное давление, в то время как разрушающая музыка вызывает противоположный эффект. Примером разрушающей музыки может служить рок- музыка.
Психотерапевты предполагают, что звучание разных инструментов имеет свой терапевтический эффект:
АРФА - лёгкие,
САКСАФОН - почки,
ГОБОЙ – желчный пузырь,
КЛАВИШНЫЕ (РОЯЛЬ) – желудок,
СТРУННЫЕ(СКРИПКА) –сердце,
БАРАБАНЫ – позвоночник,
ФЛЕЙТА – печень.
Существуют определённые музыкальные произведения помогающие в излечении конкретных болезней, психических состояний.
СНЯТИЕ НАПЯЖЕНИЯ. ГИПЕРТОНИЯ:
*Шуберт «Аве Мария»
*Дебюсси «Свет Луны»
*Мендельсон «Свадебный марш»
УМЕНЬШЕНИЕ ЧУВСТВА ТРЕВОГИ И НЕУВЕРЕННОСТИ.
ПОВЫШЕНИЕ ВЕРЫ В СЕБЯ:
*Штраус «Вальсы»
*Шопен «Мазурки»
*Бах «Концерт №7»
УМЕНЬШЕНИЕ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ, РАЗОЧАРОВАНИЯ. ЛЕЧЕНИЕ ДЕПРЕССИИ:
*Бетховен «Лунная соната»
ОБЩЕЕ УСПОКОЕНИЕ. ЛЕЧЕНИЕ БЕССОНИЦЫ:
*Григ Сюита « Пер Гюнт»
*Брамс «Колыбельная»
ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ:
*Моцарт «Турецкий марш»
ДЛЯ СНЯТИЯ УСТАЛОСТИ:
*Рахманинов «Концерт №2»
*Шостакович «Симфония №10»
ДЛЯ ПОДНЯТИЯ ОБЩЕГО ЖИЗНЕННОГО ТОНУСА. УЛУЧШЕНИЯ САМОЧУВСТВИЯ:
*Чайковский «Симфония №6»
*Бетховен Увертюра «Эдмонд»
*Шопен «Прелюдия №1»
*Лист «Венгерская рапсодия»
*Музыка природы
*Колокольный звон
ДЛЯ ПОХУДЕНИЯ:
*Гайдн Симфония «Чудо»
Уважаемые коллеги, сейчас мы предлагаем вам на себе испытать чудесное воздействие музыки.
Вам будут предложены фрагменты муз. произведений,а вы попробуйте прожить то состояние с которым ассоциируется характер данной музыки.
В начале будет звучать Бетховен «Лунная соната», а затем вы услышите «Турецкий марш» Моцарта. При звучании грусти, печали вы можете охать, всхлипывать, вздыхать. Во время радостной музыки подбадривать себя словами : УХ! АХ! ЭХ! ЗВУЧИТ МУЗЫКА.
Как изменилось настроение? Улучшилось ли самочувствие?
Как вариант активной музыкотерапии можно рассматривать ПЕНИЕ. Именно пение является своеобразным вибромассажем всех внутренних органов.
Известно о лечебных свойствах определённых звуков:
«А» - лечит сердце, желчный пузырь.
«Э» - улучшает работу головного мозга
«И» - лечит глаза, прочищает нос.
«О» - оживляет деятельность поджелудочной железы.
«У» - улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря.
«Ы» - лечит уши.
Для усиления концентрации лечебного воздействия рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находиться подвергающийся звукотерапии орган и преставить этот орган здоровым, активно работающим.
УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ.
Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения, страха, стресса. Пение помогает расслабиться, облегчает общение, позволяет самовыразиться.
Я предлагаю исполнить хором знакомую всем детскую песню «УЛЫБКА».И ещё раз почувствовать ВЕЛИКУЮ СИЛУ ИСКУССТВА.
ПЕСНЯ «УЛЫБКА»
Человек, входящий в мир музыки, а затем выходящий из него становится качественно другим по своему психологическому состоянию, успокоенным, обновлённым, как после прогулки в красивом лесу или купания в море.
3.2. «Цветотерапия». Это излечение цветом. Издавна отмечено, что цвет оказывает благотворное или отрицательное влияние на человека, так как зрение – самый важный из всех видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение.
Нападает иногда, например, депрессия, и ничего не помогает. Человек начинает закрываться от мира, укутываться с ног до головы в чёрное и всё глубже погружается в это состояние. А ведь стоило бы надеть оранжевое, на пару дней окружить себя этим цветом, как всё вернулось бы на круги своя. Цвет уже давно используется для лечения нервных расстройств. Называется он, по-научному, «хромотерапия».
Цветотерапия может использоваться и отдельно, и в сочетании с музыкотерапией. Недаром существуют специальные фильмы для выхода из депрессии.
ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ
Применять её можно не только с подачи и помощью специалистов, но и самостоятельно. Для этого необходимо лишь знать, какой цвет каким действием на человека обладает. Цвет нас лечит – это бесспортно. Наиболее продвинутые руководители уже создают в своих учреждениях комнаты цветотерапии для снятия стрессов. В нашей профессии это особенно важно. Мы сейчас проделаем очень простое, но важное упражнение, с помощью которого человек способен помочь самому себе, снять боль, поднять настроение.
Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, минуту последите за своим дыханием. А теперь отметьте место в своём теле, которое болит, или проблемную зону и представьте, что на вдохе в это место вы вдыхаете белый или золотой цвет, а выдыхаете всякую грязь. И так дышим пару минут. Открывайте глаза. Пожалуйста, поделитесь впечатлениями. Удалось ли увидеть цвет? Получилось ли дышать? Что чувствовали?
Если у человека проблемы с печенью, ему рекомендуется носить жёлтое, если проблемы с сердцем – зелёное. Ведь часто от цвета зависит не только настроение, но и здоровье и даже судьба человека. У нас есть возможность убедиться в этом. Предлагаю вам по очереди закутываться в ткань то одной цветовой гаммы, то другой и запоминать свои ощущения. Потом мы ими поделимся.
После задания проводится обмен мнениями.
3.3. Ещё одно направление нашей работы по сохранению здоровья педагогов – это создание условий успешности. Для этого проводятся тренинги, на которых мы повышаем настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Мы ищем счастье тут и там,
За ним мы бродим по пятам,
Ему твердим мы бесконечно -
С тобою быть хотим навечно!
Мечтая в счастье раствориться,
Мы долго, вглядываясь в лица.
Найти пытаемся ответ -
В чем счастье? Есть оно, иль нет?
Мы пребываем в заблуждении,
Что счастье - чьих-то рук творение,
Что к нам вот-вот придет волшебник,
И осчастливит нас, в сей миг!
Вопрос для обсуждения: Мастер: - Как вы думаете: "Счастье - чьих рук творение?"
Вывод:
А счастье ходит с нами рядом,
С улыбкой говоря: "Смотри!
Меня искать совсем не надо,
Я есть всегда, ведь я внутри!"
Игра "Нити счастья"
Сегодня мы с вами будем волшебниками, которые могут всё. Я вам предлагаю соткать полотно своего счастья. Чтобы соткать полотно, нам нужны нитки. В моих руках моток обыкновенных ниток. Сегодня мы с вами будем превращать их в Нити Счастья. Встаньте в круг по плотнее, так, чтобы чувствовать друг друга. Мы будем передавать нитки друг другу. У кого окажется моток ниток, должен ответить на вопрос: "Что такое счастье?" и передать этот моток человеку стоящему справа от вас. Обыкновенный моток нитей, совершая путь от одного человека к другому, становится мотком Нитей Счастья.
Игра "Полотно счастья"
В моих руках Нити Счастья. В памяти нитей запечатлены все ваши ответы, рассуждения, мысли о счастье. Теперь при помощи этих нитей мы с вами будем ткать Полотно Счастья.
Игра "Имена" (плетем канву)
Передавая Нити Счастья соседу справа, нужно назвать свое имя и на начальную букву своего имени нужно придумать прилагательное, характеризующее вас положительно. (Н-р: Валентина - веселая, Надежда - нежная).
Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире. Имя для нас всегда желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится. А это тоже счастье!
Приняв моток Нитей счастья, надо обмотать ей свой указательный палец левой руки и передать моток своему соседу. Таким образом, моток нитей движется по кругу, образуя канву нашего Полотна Счастья.
Мы все связаны друг с другом Нитями счастья, и теперь пора приступать к ткачеству полотна. С какими чувствами и эмоциями, мыслями и желаниями, мы будем ткать это полотно, таким оно и получится. Передавать моток вы можете любому участнику, говоря ему комплимент.
Вопросы для обсуждения:
- Понравился ли вам комплимент?
- Приятно ли было вам получать комплимент?
- Что приятнее получать или говорить комплимент?
Игра "Оберег Счастья"
Мастер: Мы с вами соткали Полотно Счастья. Вот оно в наших руках. Мы с вами настоящие волшебники! Рассмотрите внимательно, наше с вами Полотно счастья. Не торопитесь, не упускайте никаких деталей, ведь в наших руках - чудо. Запомните это чудо рук творенье!
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствуете, держа его в руках?
- Что оно вам напоминает?
Мастер: Опустите Полотно Счастья на пол. Освободите свои пальцы от нитей. Постарайтесь не нарушить форму нашего полотна. Давайте разрежем на части наше полотно, и по одной частичке оставим себе на память о нашей встрече. И эти частички полотна Счастья становятся вашими личными оберегами счастья. Завяжите их себе на шею. (Участники вешают одну нить в виде ожерелья на шею)
А короткие нити привязывайте к основной нити друг другу с пожеланиями. Свое пожелание начинайте словами: "Желаю вам:". (Например: Удачи, Счастья, Добра, Успеха, Радости, Здоровья и т.д.). Сохраните этот оберег счастья.
IV.Заключительная часть
Согласно известной поговорке «Хоть сто раз скажи слово халва, во рту слаще не станет» так и призыв к здоровому образу жизни должен быть подкреплён конкретными действиями. Установка на здоровье и здоровый образ жизни не появятся у человека сама по себе, а формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельке.
Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет…»
Конечно, за короткий отрезок времени овладеть различными технологиями работы по сохранению и формированию культуры здорового образа жизни нелегко. В своей работе Вы можете воспользоваться предложенными буклетами. В своей работе по данной теме мы использовали рабочую тетрадь «Профилактика возникновения профессиональной деформации в деятельности педагога», которая, считаем, будет полезна вам и вашим коллективам. Данная тетрадь предназначена для самостоятельной работы педагогов и может быть использована на практических занятиях при организации и проведении обучающих семинаров. В тетради представлены задания, направленные на формирование психолого-педагогической компетенций в области организации системы профилактики возникновения профессиональной деформации в деятельности педагога. Особое внимание уделено вопросам диагностики свойств личности педагога и построению индивидуальной траектории развития, обучению педагогов методам саморегуляции.
В подарок мы дарим вам пирамиду «Ра-дуга Здоровья», которая будет полезна как элемент дизайна в вашем помещении и проведения различных энерго-процедур и медитаций, для активизации воды и напитков. О её назначении прочитаете в буклете.
Рефлексия «Чему я научилась»
Каждому участнику предлагается лист бумаги в виде листика, на котором написано неоконченное предложение:
Я научилась…
Я узнала, что…
Я нашла подтверждение тому, что…
Я обнаружила, что…
Я была удивлена тем, что…
Мне нравится, что…
Я была разочарована тем, что…
Самым важным для меня было…
Мне сегодня…
Участники записывают фразу до конца и, озвучив её, прикрепляют к дереву ЗДОРОВЬЯ.
Спасибо за внимание. Надеемся, что наши разработки будут полезны и вашим коллективам и лично вам!





Комментарии (0) :

Нет добавленных комментариев...

Добавить комментарий:

NETDO.RU

Самому бесплатно создать сайт
Написать нам