Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с наследственными и эндокринными заболеваниями в детском саду компенсирующего вида для воспитанников с аллергопатологией.

Осинцева Светлана Васильевна, Шестренёва Елена Александровна, Колышкина Юлия Викторовна
МБ ДОУ «Детский сад №158»
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский
Здоровье детей является важным аспектом для здоровья всего человечества в целом, так как всё то, что закладывается в детстве, человек переносит во взрослую жизнь. Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения и особенно детей дошкольного возраста. Здоровье детей ухудшается с каждым годом, несмотря на все достижения современной медицины. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
В последние годы увеличилось число детей дошкольного возраста с наследственными и эндокринными заболеваниями. Таких детей, как правило, родители не могут устроить в детские сады, тем самым ограничивая права детей на полноценное проживание дошкольного периода, права общения со сверстниками.
В связи с внедрением инклюзивного образования в дошкольные учреждения, родители детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов стали готовы к тому, что их дети имеют полное право на образование, как остальные, и стали более настойчиво отстаивать право на посещение детьми дошкольного образовательного учреждения.
Двадцать пять лет назад обычный сад в центре города Новокузнецка превратился в специализированный для детей с аллергопатологией. Со всего города в наше дошкольное учреждение стали привозить детей с аллергией в различных её формах (с дерматозами, с бронхиальной астмой, с поллинозом). В настоящее время в МБ ДОУ «Детский сад №158» компенсирующего вида есть базовые предпосылки для внедрения в практику инклюзивного обучения детей с наследственными и эндокринными заболеваниями.
Наше дошкольное учреждение посещают дети с сахарным диабетом, муковисцидозом, болезнью Крона. Практика доказала, что такие дети могут и должны посещать детский сад. Это лучший способ показать им, что они ничем не отличаются от остальных детей.
Понятием «сахарный диабет» людей, не имеющих медицинского образования, не удивить. В связи с ростом данного заболевания среди взрослого населения все понимают, что речь идёт о нарушении обмена веществ, при котором в поджелудочной железе вырабатывается слишком мало или вообще не вырабатывается жизненно необходимый гормон инсулин. В настоящее время сахарный диабет считают не заболеванием, а образом жизни. Увеличивается диагностика данного недуга с ранних лет жизни ребёнка.
Мы накопили опыт работы с такими детьми. В детском саду для детей с аллергопатологией имеются разнообразные специалисты, расширен штат медицинских работников, которые могут оказать своевременную помощь, организовано индивидуальное питание с исключением непереносимых продуктов. В случае с сахарным диабетом педагогический и младший обслуживающий персонал владеют специальными знаниями для работы с детьми с диабетом.
В 2012 году мы выпустили мальчика с сахарным диабетом, который на общих основаниях смог посещать школу и имел хороший интеллектуальный и познавательный потенциал для дальнейшего обучения.
Если у ребёнка диабет, мы следим за тем, чтобы он вовремя съедал все блюда, которые указаны в меню и учитываются родителями при инсулинотерапии. Другие продукты он есть не должен. В случаях, когда у ребёнка наступает гипогликемия, мы распознаём признаки этого состояния и правильно оказываем помощь. На прогулке и занятиях учитываем физическую нагрузку на ребёнка с диабетом. Дополнительная физическая нагрузка способствует снижению сахара в крови. Это может стать причиной гипокликемии. Работаем в тесном контакте с семьями воспитанников. Медицинский персонал совместно с родителями проводят лечение ребёнка с диабетом (введение инсулина), а также контроль за уровнем сахара в крови.
В 2013 году в наше ДОУ поступили дети с болезнью Крона. Болезнь Крона - это хроническое воспалительное заболевание, поражающее весь желудочно-кишечный тракт: от полости рта до анального отверстия. Болезнь Крона – это достаточно редкая патология. Поскольку болезнь Крона поражает весь желудочно-кишечный тракт, лечение болезни Крона в основном медикаментозное. При составлении диеты для детей с болезнью Крона мы включаем высококалорийную пищу, содержащую большое количество белка и витаминов с ограничением жира и грубоволокнистых растительных продуктов, вызывающих раздражение кишечника. В период обострения заболевания медицинский персонал проводит антибактериальную терапию.
В 2012 году в детский сад поступил ребёнок с муковисцидозом. В этом году наш детский сад посещают два таких ребёнка. Муковисцидоз – наследственное генетическое заболевание. Поражаются железы внутренней секреции, органы дыхания и пищеварительной системы. Наиболее опасные изменения происходят в легких, поджелудочной железе и печени. Это самое распространенное из наследственных недугов. Примерно у каждого 20 жителя планеты ген муковисцидоза (есть такой в нашем организме) мутирует, и человек становится носителем данного заболевания. Ребенок может заболеть муковисцидозом, если оба его родителя имеют ген с мутацией. Детям при муковисцидозе родители дома, а мы в детском саду постоянно применяем ингаляционную терапию или таблетки для разжижения мокроты, применяем методы дыхательной терапии с откашливанием мокроты. При необходимости проводим антибиотикотерапию. При муковисцидозе родители и педагоги ведут особый дневничок состояния ребенка – в нем отмечаем прием препаратов, общее самочувствие малыша, изменения в его состоянии и предпринимаемые при этом меры. Этот дневничок позволяет врачу, который находится ежедневно в детском саду вовремя заметить начало обострения, малейшие отклонения от нормального состояния и подкорректировать дозы препаратов.
Важнейшим фактором комплекса профилактических оздоровительных мероприятий с детьми, имеющими наследственные и эндокринные заболевания, в нашем учреждении являются:
· Правильная организация диетического рационального питания с индивидуальной коррекцией;
· Привитие детям положительного отношения к продуктам питания, входящих в рацион детей;
· Формирование осознанного отношения детей к здоровому образу жизни, в том числе через организацию питания;
· Преемственность в работе медицинских работников, педагогов, узких специалистов и вспомогательного персонала;
· Тесный контакт с родителями.
Выше перечисленные заболевания приводят к эмоциональной неустойчивости детей, вызывая нарушения поведения, дезорганизуют жизнь ребёнка в семье и в обществе. Под руководством педагога-психолога нашего детского сада выделили психологические особенности детей с наследственными и эндокринными заболеваниями:
·агрессивны,
·тревожны, раздражительны (страхи, фобии),
·самооценка на средне-зрелом уровне,
·уровень притязаний низкий,
·может быть высокий показатель лживости,
·проявляется не уверенность в себе,
·социальная адаптация затруднена,
·конфликтны,
·могут быть безответственными,
·низкий уровень волевых качеств,
·эмоциональное состояние не стабильно,
·снижение уровня общего развития.
Педагогический коллектив выстроил систему работы с такими детьми. У детей возникает много вопросов по поводу, а почему ему дают такую еду, а мне другую, зачем ему ставят уколы и дают таблетки? С этой целью нами разработан цикл бесед с детьми, где мы объясняем, что все мы разные и есть дети, которым необходимы лекарственные препараты и определённая пища и тогда такие дети будут чувствовать себя хорошо, как и другие дети.
У наших детей мы стремимся воспитать ответственность и самостоятельность – эти качества необходимы детям с сахарным диабетом и наследственными заболеваниями в первую очередь для успешной, полноценной жизни в будущем. У самих детей не заостряем внимание на болезни и на том, что они отличаются от остальных, создаём условия, при которых не возникает психотравмирующих ситуаций, мотивируем воспитанников на развитие. Совместно с педагогом-психологом обучаем детей снижать нервное напряжение, учим приёмам самоуспокоения, нормализации своего психологического состояния. Обучаем волевому поведению (умению преодолевать трудности, связанные со здоровьем, обучением, общением с другими людьми, определённым образом жизни), учим проявлять сдержанность в пищевом поведении без негативных эмоций.
В ходе анализа проделанной работы педагогическим коллективом было отмечено, что только лишь нахождение детей в интегративной среде не всегда делает их толерантными к детям-инвалидам. Мы пришли к выводу, что важно целенаправленно воспитывать толерантное самосознание. Поэтому в этом году творческой группой педагогов нашего детского сада разработан и реализуется проект «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста к сверстникам с ОВЗ».
Цель данного проекта: создание системы воспитательно-образовательной работы по формированию толерантности у детей дошкольного возраста в условиях интегративной среды».
Основные задачи проекта:
1. Повысить уровень психического здоровья воспитанников с аллергопатологией, наследственными и эндокринными заболеваниями.
2. Расширить знания воспитанников об окружающем мире, себе и ближайшем социуме.
3. Приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
4. Сформировать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии со сверстниками с ОВЗ.
5. Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания толерантного самосознания дошкольников.
Конечным результатом успешной реализации проекта должно стать наличие толерантного самосознания у дошкольников к сверстникам и их успешная социализация.
Воспитывая толерантность, мы расширяем представления детей, формируем их отношение к различным явлениям окружающей действительности, а, значит, развиваем интегративные качества, которые являются показателем развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Педагогическим и медицинским коллективами нашего дошкольного учреждения накоплен опыт работы с детьми с аллергопатологией, наследственными и эндокринными заболеваниями. Мы готовим своих воспитанников к школе, помогаем адаптироваться в коллективе. Общаться со сверстниками, справляться со своей болезнью. Наш детский сад это настоящее спасение для воспитанников и их родителей.
У нас есть мечта – это преемственность детского сада со школой, где были бы такие же условия, обученные кадры, которые смогли бы продолжить нашу работу на следующем этапе жизни наших выпускников.

Комментарии (0) :

Нет добавленных комментариев...

Добавить комментарий:

NETDO.RU

Самому бесплатно создать сайт
Написать нам