Фестиваль проектов и исследовательских работ "Хочу всё знать"

Изучение содержания форм работы с родителями позволило нам сделать вывод, что многие из них устарели. Они не учитывают такие изменения, произошедшие в семье, как:
- рост образования родителей;
- повышение материального достатка молодых семей;
- мобильность современных родителей;
- доступность информации и т.д.
Активно используя новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада, мы апробировали одну из интерактивных форм работы с семьёй: детско-родительский фестиваль проектов и исследовательских работ «Хочу всё знать». Такая форма позволяет наиболее активно подключать родителей к сотворчеству с детьми и добыванию информацию из различных источников. Кроме того данная форма способствует развитию детской одарённости. В ходе подготовки к Фестивалю «Хочу всё знать» педагоги совместно с родителями создают необходимые условия для выявления одарённых детей и развития творческой личности, происходит развитие исследовательской деятельности. Участие в Фестивале позволяет одарённым детям почувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны родителей и воспитателей. Этот аспект очень важен для нашего ДОУ, так как интерес общества к одарённым детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите растёт, поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека.
Идея проведения фестиваля возникла после личного участия в школьной конференции исследовательских работ со своим ребёнком. Форма конференции меня лично заинтересовала, но было много вопросов: как адаптировать данную форму к детям дошкольного возраста. Пять лет назад детский сад №179 продемонстрировал свой опыт работы по проведению детских конференций в своём дошкольном учреждении. На данном мероприятии присутствовала небольшая часть нашего коллектива, которая загорелась данной идеей. Предложенную форму мы трансформировали в фестиваль. Причины поиска такой альтернативы связаны с тем, что в силу возрастных особенностей детей дошкольного возраста их проектные и исследовательские работы, как правило, не самостоятельны, по сути, они являются детско-взрослыми. В связи с этим даже самым опытным и искушенным экспертам нелегко вычленить в таком совместно выполненном проекте (исследовании) составляющую участия ребенка и справедливо ее оценить. Кроме того, в силу возрастных особенностей воспитанников детских садов соревновательная атмосфера, которой сопровождается любая конференция, отрицательно сказывается на развитии их самостоятельности и творчества (взрослые, добиваясь победы ребенка в конференции, стремятся сделать все необходимое для этого, тем самым, отстраняя детей от активной деятельности, подавляя их проектную и исследовательскую инициативу). С другой стороны, в силу недостаточного развития аналитических и рефлексивных способностей детей этого возраста любое отсутствие выигрыша вызывает у них глубокое разочарование, нежелание продолжать заниматься деятельностью такого рода. Конкурентные отношения, возникающие в условиях конференции, мешают развитию общения детей друг с другом, налаживанию дружелюбных и деловых отношений между ними, толерантному отношению к сверстникам.
В связи с этим конференция проектных и исследовательских работ по отношению к детям дошкольного возраста не выполняет своего предназначения. Для этого возрастного периода конференция не может быть адекватной основой для пропаганды и развития проектной и исследовательской деятельности, для приобщения малышей к культуре этих видов деятельности, осознания их социальной и личностной значимости. Реализации этих ценностей и целей по отношению к детям старшего дошкольного возраста более адекватна атмосфера фестиваля.
На нашем фестивале дети представляют свои проекты и рассказывают о своих исследованиях и открытиях. Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, – один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину рассматриваются как важнейшие факторы развития творческой личности.
Кроме того данная форма помогает детям поднять свою самооценку, помогает научиться высказывать свои мысли чётко и ясно, понятно для окружающих.
Для себя мы определили самые главные составляющие исследовательского поведения, поисковой активности:
-высокая мотивация;
-интерес;
-эмоциональная включенность.
Воспитатели провели консультации с родителями, выявили родителей, которые поддержали нашу инициативу. В группах с детьми провели различные мероприятия и выявили интересы и предпочтения своих воспитанников.
Творческой группой мы составили положение о Фестивале «Хочу всё знать!», которое определяло цели и задачи Фестиваля, порядок его организации, проведения, подведение итогов и награждение участников. Обговорили, что узкой тематики брать не будем, так как все дети разные и интересы ограничивать узкой темой нельзя. Для участия в Фестивале принимаются исследования, выполненные детьми по любым направлениям ознакомления с окружающим миром. Практика показывает, что нет границ детской фантазии: как появился горошек, где растет булочка, зачем нужны удобрения, что такое соль, зачем пить молоко, какими бывают грибы, почему в городе должно быть чисто, бывает ли плохой погода - на все эти вопросы малыши нашли ответы в своих исследованиях. Тему выбирают сами, но воспитатель помогает выстроить ход исследования или экспериментов. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим выбором. Решение ее должно быть доступным и не очень длительным по времени (учет возрастных особенностей). Важную роль играют родительское участие и поддержка. Фестиваль исследовательских работ дошкольников стал программой развития детского творческого потенциала, познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности.
Цель фестиваля – оптимизация взаимодействия всех участников образовательного процесса; развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка старшего дошкольного возраста, совершенствование навыков исследовательского поведения и развитие исследовательских способностей.
Задачи фестиваля:
· Формировать у воспитанников представления об исследовательской работе как одной из форм образовательной деятельности;
· Содействовать формированию у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
· Выявление и поддержка талантливых детей и родителей;
· стимулировать активно - поисковое поведение детей и родителей,
· формировать у родителей новые позиции во взаимодействии с детьми,
· Содействие развитию и распространению педагогического опыта проведения исследований с дошкольниками;
· Формирование у педагогов навыков научно-методического сопровождения учебно-исследовательской деятельности дошкольников.
Фестиваль проводится в два этапа: 1 этап – дошкольное учреждение; 2 этап – районный уровень. И мы очень мечтаем о третьем этапе на уровне города. Интернет ресурсы показывают, что такой опыт фестивалей в других городах имеется.
К участию в Фестивале допускаются как индивидуальные участники, так и творческие группы (до трёх человек). Детям коллективно защищаться легче. Оставили только две возрастные категории групп: старшую и подготовительную к школе группы.
Оформляют работы, конечно же, взрослые, но материал описывается языком, понятным детям. Основной этап – защита. Ребята рассказывают о том, что делали и для чего это нужно, доказывают свои предположения, демонстрируют самые весомые результаты (опыты, часть эксперимента).
Учитывая возраст детей, на защите необходимо использовать схемы, таблицы, рисунки, мультимедийные презентации, которые сопровождают речь ребёнка и помогают ребёнку (выполняют роль мнемотаблиц). Демонстрируемые материалы оформляются так, чтобы они помогали выступлению и были видны всем присутствующим в зале.
Для организации и проведения Фестиваля создается организационный комитет. Выбираются члены жюри. Каждая работа Фестиваля получает диплом. Лучшая работа выдвигается на районный фестиваль.
В ходе подготовки к фестивалю педагоги подбирают игровой и музыкальный материал в соответствии с заявленными темами, чтобы обеспечить смену видов деятельности, учитывая особенности детей дошкольного возраста. Поэтому в результате фестиваль получается настоящим праздником с информационными выступлениями участников, весёлыми играми и творческими выступлениями воспитанников. И ни один из фестивалей не похож на предыдущий, они всегда разные и этим запоминаются и детям и родителям.
Накопив опыт проведения подобных мероприятий мы разработали алгоритм подготовки проведения районной конференции.
Краткий алгоритм подготовки проведения районной конференции
1. Определение места проведения мероприятия, технического обеспечения, списка приглашенных, круга участников.
2. Создание положения о конференции.
3. Привлечение дополнительных административных ресурсов .
4. Информационная поддержка. Создание пресс-релиза мероприятия. Размещение информации в прессе. Создание плакатов, буклетов для мероприятия.
5. Приём заявок.
6. Проведение установочного семинара для воспитателей и родителей воспитанников.
7. Подготовка к мероприятию: уточнение количества участников, определение технической базы.
8. Проведение мероприятия.
9. Анализ проведенного мероприятия.
Таким образом, данная форма привлечения родителей позволяет достичь следующих результатов:
Ставит родителей в активную позицию;
Повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогом;
Проясняет родительские ожидания, представления;
Позволяет углубить воздействие педагога на родителей.
В этом году наш Фестиваль отмечает первую юбилейную дату. На протяжении пяти лет наши воспитанники и воспитанники других детских садов познают новое, исследуют, проводят эксперименты и делятся своими знаниями со своими сверстниками.
Уважаемые педагоги! Мы надеемся, что предложенная нами форма работы с родителями и всеми участниками образовательного процесса поможет вам в объединении усилий педагогического коллектива и родителей в развитии одарённого ребенка, как личности и будет способствовать поиску новых путей привлечения семьи к участию в образовательном процессе.


  • Просмотров: 90

NETDO.RU

Самому бесплатно создать сайт
Написать нам